Министерство образования Республики Беларусь
Комитет по образованию Мингорисполкома
Управление по образованию администрации Первомайского района города Минска

Городское методическое объединение учителей-дефектологов (сурдопедагогов)

Городское методическое объединение учителей-дефектологов (сурдопедагогов) по теме «Преемственность в работе между специалистами учреждениями дошкольного образования и общего среднего образования» проходит в дистанционном формате.

К участию в дистанционном формате приглашаются специалисты учреждений дошкольного образования и центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

Преемственность между детским садом и школой предполагает ориентацию, направленность работы дошкольного учреждения на требования, предъявляемые в школе и, наоборот, учет учителем достигнутого общего уровня развития дошкольника, сформированное нравственного поведения, волевой, личностной сферы ребенка.

Переход между периодом дошкольного детства и началом обучения в школе очень сложен. Не напрасно в первом классе уделяется так много внимания адаптации детей. Преемственность детского сада и школы помогает сделать образовательную среду единым целым.

Под понятием «преемственность» подразумевают плавный переход от одной образовательной ступени к другой, сохраняющий методы и формы обучения и воспитания. Педагоги первых классов начальной школы не смогут обеспечить мягкость адаптации старших дошкольников, если они не знакомы с методами работы воспитателя подготовительной группы детского сада. Если старшие дошкольники не знакомы со школой и не имеют никакого представления о том, что их ждет за школьным порогом, будет очень непросто воспитать у них желание учиться.

Понимание особенностей личности воспитателя и учителя важно не менее, чем формирование интереса к школе. Для многих первоклассников сильным стрессом становится то, что между учеником и учителем должна присутствовать определенная дистанция. В детском саду воспитатель эмоционально ближе к детям, он как бы заменяет родителей во время пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Такие различия еще более усложняют адаптацию первоклассников, привыкших к психологическому комфорту в отношениях с взрослыми.

 

  1. Видеоэкскурсия по школе
  2. Видеофрагменты уроков в 1-х классах для детей с нарушением слуха II отделения. Уроки проводят учителя начальных классов (сурдопедагоги) высшей квалификационной категории: Василевская Елена Николаевна и Крученок Оксана Эдуардовна. Видео доступно по ссылке, полученном в письме на адрес электронной почты учреждения образования.

Специалисты дошкольного образования смогут увидеть виды и приемы работ, применяемые в начальной школе, на уроках математике при обучении умению решать задачи (понимание содержания условия задачи, составление схемы задачи, нахождения неизвестного) и литературного чтения (умения отвечать на вопросы, читать по цепочке, подбирать отрывок текста к картинке, составлять логические цепочки, работа с прилагательными).

В качестве обратной связи ждем от специалистов дошкольного образования отзывов о просмотренных сюжетах на адрес электронной почты stixiya@inbox.ru

В 2020/2021 учебном году в рамках работы городского методического объединения учителей-дефектологов (сурдопедагогов) планируется круглый стол по теме «Дошкольное и школьное образование детей с нарушением слуха», которое продолжит тему преемственности на уровне дошкольного и начального школьного образования. Специалисты учреждений образования поделятся опытом и обсудят наиболее актуальные и проблемные вопросы.

Руководитель городского методического объединения Гайдук О.Н.

О ресурсном центре

Цель и задачи

Целью деятельности ресурсного центра является распространение эффективного психолого-педагогического опыта по вопросам обучения, воспитания и развития детей с нарушением слуха.

Задачами ресурсного центра являются:

  • организационно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса;
  • аккумуляция опыта работы, как учреждений образования, так и других научных, методических, общественных организаций, заинтересованных в обновлении содержания и форм образовательной практики в вопросах оказания психолого-педагогической помощи детям с нарушением слуха;
  • организация и проведение научно-практических конференций, семинаров, тренингов, мастер-классов по направлению работы ресурсного центра;
  • участие в инновационной, проектной, научно-исследовательской и издательской деятельности;
  • координация деятельности ЦКРОиР города по вопросам психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением слуха;
  • осуществление информационно-аналитической деятельности;
  • формирование толерантного отношения общества к лицам с нарушением слуха.

Положение о ресурсном центре

Городской ресурсный центр оказания комплексной помощи детям и молодежи с нарушением слуха

Анализ деятельности Городского ресурсного центра оказания комплексной помощи детям с нарушением слуха г. Минска за 2019-2020 учебный год

Группы кратковременного пребывания

На сегодняшний день отводится большое значение роли семьи в воспитании и образовании детей, особенно, если речь идет о ребенке с особенностями психофизического развития. Нарушение слуха считается одним из самых сложных нарушений, влекущим за собой ряд отклонений, оказывающих большое влияние на развитие ребенка в целом. Совершенствование образовательной и коррекционно-педагогической работы не только не потеряло своей значимости на современном этапе, но и значительно возросло в связи с проблемами социализации и интеграции детей с особенностями психофизического развитии в обществе.

Учитывая значимость ранней коррекционно-педагогической работы, роли семьи в воспитании и образовании ребенка с нарушенным слухом, мы, как сотрудники специального общеобразовательного учреждения, не могли остаться в стороне от решения вопросов оказания помощи семьям, воспитывающим детей данной категории. Кроме того, время ставит перед нами еще одну задачу – оказание послеоперационной помощи детям с кохлеарными имплантами, возраст которых за последние годы значительно снизился.

Организация групп кратковременного пребывания для нас на сегодняшний день – это оптимальный вариант оказания ранней коррекционно-педагогической помощи детям с нарушением слуха, психологической, консультативной помощи их законным представителям.

Оказание коррекционно-педагогической помощи в группах кратковременного пребывания будут осуществлять учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, педагог-психолог, учитель изобразительной деятельности, учитель ритмики и танца, руководитель театральной студии.

Оказание коррекционно-педагогической помощи в группах кратковременного пребывания включает:

  • комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка;
  • консультирование и обучение законных представителей;
  • организацию игровой деятельности и взаимодействия «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый»;
  • организацию индивидуальных и подгрупповых занятий по отдельным образовательным областям и направлениям коррекционных занятий:
  • развитие слухового восприятия и обучение произношению;
  • развитие речи:
  • развитие познавательной деятельности;
  • физическое развитие;
  • музыкальное стимулирование и фонетическая ритмика.

Особое внимание при организации образовательного и коррекционно-педагогического процесса уделяется развитию игровой деятельности детей, в процессе которой, как известно, происходит как общее развитии и формирование личности ребенка, так и коррекция различных сторон его познавательной деятельности. Только благодаря специально организованной работе по развитию игровой деятельности возможно предотвратить или значительно снизить риск развития отставания во временном и качественном отношении детей с нарушенным слухом от их слышащих сверстников. Ведь играть ребенка с нарушенным слухом необходимо учить. Начав работу в данном направлении еще в раннем возрасте с учетом возрастных особенностей, можно максимально приблизить путь развития ребенка с нарушенным слухом к естественному пути развития слышащего сверстника.

Зачисление в группы кратковременного пребывания осуществляется на основании следующих документов:

1. Заключение центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР) по месту жительства.

2. Согласие родителей с заключением ЦКРОиР.

3. Копия инвалидного удостоверения.

4. Копия свидетельства о рождении.

5. Копия аудиограммы о состоянии слуха ребенка не позднее 6 месяцев перед поступлением в учреждение.

Куратор ресурсного центра

Березкина Ксения Сергеевна
Кабинет №64

В 2005 году окончила Белорусский педагогический университет имени М. Танка по специальности «Дефектология» («Сурдопедагогика») с дополнительной специальностью «Педагогика и психология дошкольная». В этом же году получила второе высшее образование по специальности « Практическая психология».

В 2011 году прошла курсы «Диагностика и реабилитация слуха и речи» в г.Загреб (Хорватия) в центре SUVAG.

График консультаций согласно расписанию

Ресурс – количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определенных преобразований получить желаемый результат. Т.е. «ресурс» мы можем понимать, как все то, что необходимо человеку для достижения цели, для удовлетворения собственных потребностей и потребностей других.

Ресурсный же центр мы будем рассматривать как материальную, методическую и информационную базу для педагогов (работающих с детьми с нарушенным слухом), родителей (желающих осведомляться в образовательных потребностях своих детей) и детей (с нарушением слуха).

Коррекционно-развивающие занятия

Коррекционно-развивающие занятия
студии изобразительной деятельности «Фарба»
Художественный руководитель – Ермилов Дмитрий Ремович

Суббота – 11.00



Коррекционно-развивающие занятия
«Музыка и вокал»
Руководитель – Бурнос  Светлана Викторовна

Вторник – согласно расписанию 



Индивидуальные коррекционные занятия
Учитель-дефектолог (сурдопедагог) – Березкина Ксения Сергеевна

понедельник 9:00-12:30
вторник 9:00-16:30
среда 9:00-12:35
четверг 9:00-16:30
пятница 9:00-13:30



Коррекционные занятия
Педагог-психолог – Гайдук Ольга Николаевна

вторник 9:00 - 16:00
среда 9:00 - 15:00
четверг 9:00 - 16:00

Наши достижения

Грант Мингорисполкома на тему «Психолого-педагогическое сопровождение детей-кандидатов на кохлеарную имплантацию раннего возраста в условиях ресурсного центра», 2017.

Диплом 3 степени Министерства образования Республики Беларусь в заключительном этапе Республиканского конкурса «Современные технологии в специальном образовании» на тему «Технология раннего сопровождения кандидатов на кохлеарную имплантацию в условиях ресурсного центра», 2017.